SMARTRIDING

Неудачная тренировка по верховой езде - что делать?

02.11.2020
тренировка по конному спорту
Сегодня хочу поговорить о такой распространенной вещи, как неудачная тренировка. Не получается правильный подъем в галоп или банальная уступка шенкелю выглядит, как полет с пьяным штурманом. Как правило, всадники злятся или расстраиваются, зажимаются, делая одну неудачную попытку за другой, и все вообще летит в тартарары.

Отмечу, что данная статья именно про "неудачную тренировку". То есть то, что вы просите - умеет уже и вы, и лошадь, и не раз это делали, просто сегодня "звезды не сошлись".

Советы ниже требуется соблюдать ровно в том порядке, в каком они даны, не пропуская ни один.

О правильной посадке всадника

Есть такая полезная вещь, называется - шкала подготовки лошади. О ней многие слышали. Это то самое "Ритм, Раскрепощение, Контакт, Импульс, Прямолинейность, Сбор". Но многие забывают, что эта шкала касается не только общего направления в тренинге лошади, но и каждой тренировки, каждого элемента. А еще у этой школы есть "нулевой" элемент - это "Правильная посадка всадника".

Так что же делать, если у вас что-то не получается?

Шаг №1. Глубоко вздыхаем, успокаиваемся, признаем, что "у нас проблема, сейчас решим". Отношение к любым вопросам тренинга должно быть в стиле "что-то я пить хочу - пойду попью". То есть есть проблема, есть решение. Берем на вооружение известный девиз генерала д'Отта, который написан в манеже в Сомюре - «Вперед, спокойно и прямо». Это означает, что мы должны в первую очередь двинуть лошадь вперед. На один аллюр ниже, чем тот, где была проблема. Если проблема в подъеме в галоп, то на рыси. Если затык на рыси - то в шаг. Но лошадь обязательно должна двинуться вперед. Без этого никакая проблема не решается.

Шаг №2. Разбираемся с "нулевым пунктом" шкалы тренинга. Если вы сейчас подумали, "да нормально я сижу, что там дальше" - сходите еще раз в начало статьи. У любого всадника, даже всадника уровня Гран-при, бывают зажимы в теле. Мы все живые. Сначала просто правим посадку базово. Проверяем:
  1. Плечи ровно? Смотрим влево-вправо, если надо, плечами можно потрясти и пошевелить. Ставим плечи параллельно плечам лошади, как они должны быть - то есть по прямой ровно, по дуге - внутреннее плечо чуть назад. Смотрим, а нет ли одного плеча выше, второго ниже? Это значит, мы "сломались" в талии, но об этом ниже. Но плечи все же выравниваем.
  2. Как там поясница со спиной? Жмем или все нормально? Мягкая, за движением лошади следует? Не прогнута ли чрезмерно? Попутно вспомнили про плечи - не уползли, куда не надо?
  3. Где сидим? В самом глубоком месте седла, или опять уползли на заднюю луку? Давление на седалищных костях равномерное? При езде по прямой оно должно быть строго одинаковое, при езде по дуге - допустимо чуть больше веса на внутренней седалищной кости. Вообще всегда помним - если требуется добавить вес, то он всегда на той стороне, куда лошадь согнута. То есть если лошадь идет по вольту, то вес слегка на внутренней кости, если например лошадь идет уступкой шенкелю направо, то вес на левой кости, и т.д. При этом вес - это чуть опущенное бедро, ни в коем случае не ломаемся в талии, не наклоняем голову, не сваливаем внутрь плечи. Только чуть бедро, как будто вы на ступеньку ниже собираетесь наступить. Вес снаружи при движении по вольту - это ошибка! Сели правильно? Сидим глубоко, на стременах не стоим? Поясница все еще мягкая, плечи на месте?
  4. Что с шенкелями? Пятка внизу, голень работает с лошадью, носок внутрь? Все верно? Стремена вообще удобно подогнаны? Шенкеля расположены правильно? По прямой - они на одном уровне, сами стремена ровно на подпруге. По дуге - внутренний, как обычно, внешний смещен чуть назад, так, чтобы носком до подпруги почти доставать. Не запихивайте шенкель под дальний угол вальтрапа. Всему свое место. Еще раз проверили таз, поясницу, плечи. Можно даже вниз посмотреть и проверить - висят ли ваши путлища вертикально при движении по прямой?
  5. Смотрим куда? Подбородок ставим параллельно земле, по прямой смотрим прямо, по дуге - вдоль дуги примерно метров на 5-7 вперед. Шенкеля, таз, поясница, плечи на месте? Едем дальше.
  6. Руки. За лошадью следуем? Обеими руками? А то часто бывает - внутренняя следует, а во внешний повод впились, как клещи, и не отпускаем, или наоборот. У каждого свой повод "в любимчиках" :) Кисти правильно повернуты большими пальцами вверх, прямые в лучезапястном суставе? Работают верно? Мизинцами к противоположному плечу? Повод не слишком длинный или короткий? Ага, что там у нас со взглядом? Подняли его обратно, заодно проверили шенкеля, таз, поясница, плечи - все работает, как надо, и на том месте, где надо?
  7. Дышим. Кто не дышит - то получает деревянную посадку, в которой ничего не получится, и головокружение, и плохо работающие мозги от нехватки кислорода. Дышим глубоко, животом. В зависимости от аллюра, вдох на Х темпов, выдох - на Х+1, а лучше - плюс два. Можно даже на пару темпов (помним о ТБ!) прикрыть глаза и еще раз все прочувствовать - руки, положение головы, шенкелей, таз, поясница, плечи - правим, если что съехало

Шаг №3. Продолжаем про посадку. Если у нас проблема, например, с уступкой шенкелю на рыси, можно перейти в рысь. Если проблема с подъемом в какой либо аллюр - остаемся на аллюре ниже. Что у нас не получается - например, подъем в галоп направо. Вспомним, как выглядит верный подъем? Постановление (не забываем про сгибание лошади в корпусе, а не только в затылке), внешний шенкель за подпругой, внутренний у подпруги, помним про посыл шлюссом. Пробуем все отдельно. Встали на вольт, допустим. Как там у нас посадка? Все правильно? Плечи смотрят, куда нужно (по вольту внутреннее плечо чуть назад), взгляд тоже, куда нужно, вес на месте, и попа никуда не съехала, и в талии все ровно? Шенкеля верно работают? Ничего куда не надо не уползло? Как с учебной рысью? Посыл шлюссом при плотной посадке получится? Дыхание тоже проверить не забудьте и взгляд на место вернуть. Сейчас не поднимаем, просто проверяем, что все на месте, все работает как надо, ничего никуда не перекашивается, если мы плечи повернули, и шенкель назад увели. Постановление есть, работает правильно? Попросили постановление, руки верно сработали? Ничего мы не блокируем? Отлично, едем дальше.

О шкале тренинга лошади

Шаг №4. Вернемся к шкале тренинга. Начало - это ритм. Добиваемся от лошади ровного ритмичного движения. Почему это важно? Потому что следующая ступень - раскрепощение. Без ритмичного движения расслабленность и раскрепощение невозможно. А без раскрепощения невозможно верное выполнение элемента. Если ваша лошадь напоминает испуганного таракана, нервно и зажавшись бежит по плацу, или наоборот, замкнувшись, предлагает одно боковое движение за другим - ничего не получится. Вспомните, как вас, например, успокаивает ритмичное покачивание ногой или постукивание ручкой. У многих есть подобная привычка. Добиваясь ритмичного достаточно активного движения, вы сами настраиваетесь на работу, занимая свой мозг чем-то рутинным, а не злобой на "эту скотину". Как только ритм настроится по прямым, перейдите на работу по вольтам или другим манежным фигурам. Ритм должен сохраняться. Попутно еще раз пробегитесь по своей посадке - плечи, поясница и талия, таз, шенкеля, взгляд, руки, дыхание. Едем.

Шаг №5. Раскрепощение. Собственно над ним мы работу уже начали - успокоились сами и наладили свое дыхание, сделали ровный ритм, работаем по манежным фигурам - это простые и хорошо знакомые лошади задачи, выполняя которые, она тоже настраивается на работу, и сосредотачивается на всаднике, а также слегка разминается. Возможно она, как и вы, тоже выбрала неудачную позу для сна, и теперь у нее левый бок как-то не очень. Самое главное в этом - делайте манежные фигуры - хорошо. Если например вольты у вас упорно огурцами, не делайте их сейчас, вы опять разозлитесь, и вся работа насмарку. Есть еще всякие заезды, дуги, серпантины и диагонали. Ну и после каждого поворота - проверяйте посадку - все ли из верхних пунктов работает так, как надо?

Шаг №6. Вот и до Контакта мы дошли. Контакт - это не только контакт всадника со ртом лошади, сюда же можно добавить и контакт лошади со всадником :) Четкость ответа на шенкель, повод, вот это все. Мы начали с этим работать на предыдущей ступени, добиваясь правильного исполнения манежных фигур. Проверьте еще раз ответ на шенкель, возможно сделайте поворот на переду в обе стороны. Поделайте "резиночку" пару раз, или просто сделайте несколько переходов в более низкий аллюр и обратно. Как лошадь, отвечает сразу? Вы сами на переходах как, функциональную посадку не теряете, все верно? Как контакт? равномерный ли он с одной и с другой стороны? Ведете ли вы ее в коридоре из повода и шенкеля? Лошадь у вас в поводу, не за поводом или перед ним? Повод не брошен/перетянут? Следуете ли вы за лошадью? Как посадка?

Шаг №7. Импульс. Достаточно ли активное движение, или вам приходится все время лошадь двигать? Достаточно ли оно спокойное, чтобы вам было удобно управлять? Импульс - это не скорость, импульс - это энергичность. Наладьте такой аллюр, чтобы лошадь шла им как бы сама, с вашей минимальной коррекцией, но при этом тормозила/сокращалась по первой и легкой просьбе. Если мы вынуждены лошадь все время пихать - о правильной посадке можно забыть, как и в случае, если лошадь идет на взлет.

Шаг №8. Прямолинейность. Многие думают, что это способность лошади идти прямо. Отнюдь. Прямолинейность можно читать как Выпрямленность. Выпрямленность лошади. То есть что лошадь идет всеми ногами по той траектории, по которой вы едете. Как часто можно встретить лошадь, которая по вольту валится плечами внутрь, а всадник неправильной посадкой это еще усугубляет. Или на галопе идет крупом внутрь по прямой. Вариантов - полно. Проверьте, что ваша лошадь никуда не валится. Что она идет ровно по прямой, голова и шея ее смотрят прямо, она равномерно работает обоими плечами и задними ногами. Конечно, работа над выпрямленностью ведется в течение всей жизни лошади, но в работе над элементом нам надо тоже за этим следить. По кривой - лошадь согнута по дуге поворота. Не шея лошади, а вся лошадь. Она не вываливает плечи, и круп тоже бежит, где надо. Помните, что ваша посадка влияет на выпрямленность лошади. И если вы при движении, например, направо сидите так, как будто едете налево (правое плечо вперед, шенкеля местами поменяны) - ничего не получится. Выровняйтесь и сядьте правильно сами. И всадник, и лошадь - несимметричны, где-то зажаты, а где-то мышцы чрезмерно расслаблены. Не существует идеально ровных лошадей, как и всадников, мы все слегка кривоваты. И задача всадника - своей посадкой помочь лошади выровняться, даже если поначалу так сидеть неудобно, и лошадь "пересаживает" по-другому. Если вы не сядете правильно, лошадь свою осанку тоже не поменяет. На этом пункте - еще раз, финально, проверьте свою посадку. Соответствует ли она тому, что вы собираетесь сделать?

Шаг №9. Если вы не пропустили ни один из пунктов, внимательно ко всему отнеслись и все сделали верно, и чувствуете, что вот - лошадь хорошо идет, мягкая, пластичная, смягчилась, сосредоточена на вас и вы сидите удачно - не наслаждайтесь процессом! Вот он миг - командуйте вашу команду! С 90% вероятности - у вас все получится.
В заключение
И ещё. Не торопитесь и не усложняйте себе зазря задачу. Не получается подъем в галоп направо с верной ноги? Поднимите лошадь с поворота или с вольта, даже если вам нужно движение по прямой. Лошадь уходит вперёд с поворота на переду? Встаньте перед забором. Не получается уступка шенкелю с центральной линии? Сделайте с четвертной. И так далее. Упростите задачу себе и лошади! Лучше сделать два шага, но идеально, чем 10, но кое-как.

Вы сейчас скажете - "9 пунктов, 7 подпунктов, вы обалдели, я это не запомню и тем более, не сделаю, на это час уйдет!". Но это только так кажется :)
У любого всадника, любого уровня подготовки, есть слабые и сильные места. Что-то у всадника, как правило, получается хорошо. Например, у него эластичная поясница от природы, и проверить ее - это секунда. А любимый косяк, например - голову наклонять. Исправить ее - это тоже одно движение. На ритмичном импульсивном ровном движении править посадку легко. Вам нужно время от времени только мысленно пробегаться по списку, убеждаясь, что все правильно, и поправляя то, что неправильно.
Вы наверняка видели, как перед тем как что-то сделать, опытные всадники на тренировке делают большой "заезд". Вот они как раз и проводят такую "предполетную подготовку". Да, сначала на такую проверку может уйти минут 5 езды и придется напрячься, чтобы все вспомнить (запишите на бумажке и положите в карман бридж или начитайте себе трек в телефон). Но буквально через 3-4 тренировки с такими самопроверками - и вы будете делать их на автомате, пока продумываете связку элементов или прыжков, которую поедете следующей!

Автор: Ольга Николаева, методист smartriding.ru, автор Курса молодого всадника и Курса молодого коневладельца.
Копирование текста возможно только с указанием активной ссылки на сайт.