Есть такая полезная вещь, называется - шкала подготовки лошади. О ней многие слышали. Это то самое "Ритм, Раскрепощение, Контакт, Импульс, Прямолинейность, Сбор". Но многие забывают, что эта шкала касается не только общего направления в тренинге лошади, но и каждой тренировки, каждого элемента. А еще у этой школы есть "нулевой" элемент - это "Правильная посадка всадника".
Так что же делать, если у вас что-то не получается?
Шаг №1. Глубоко вздыхаем, успокаиваемся, признаем, что "у нас проблема, сейчас решим". Отношение к любым вопросам тренинга должно быть в стиле "что-то я пить хочу - пойду попью". То есть есть проблема, есть решение. Берем на вооружение известный девиз генерала д'Отта, который написан в манеже в Сомюре - «Вперед, спокойно и прямо». Это означает, что мы должны в первую очередь двинуть лошадь вперед. На один аллюр ниже, чем тот, где была проблема. Если проблема в подъеме в галоп, то на рыси. Если затык на рыси - то в шаг. Но лошадь обязательно должна двинуться вперед. Без этого никакая проблема не решается.
Шаг №2. Разбираемся с "нулевым пунктом" шкалы тренинга. Если вы сейчас подумали, "да нормально я сижу, что там дальше" - сходите еще раз в начало статьи. У любого всадника, даже всадника уровня Гран-при, бывают зажимы в теле. Мы все живые. Сначала просто правим посадку базово. Проверяем:
- Плечи ровно? Смотрим влево-вправо, если надо, плечами можно потрясти и пошевелить. Ставим плечи параллельно плечам лошади, как они должны быть - то есть по прямой ровно, по дуге - внутреннее плечо чуть назад. Смотрим, а нет ли одного плеча выше, второго ниже? Это значит, мы "сломались" в талии, но об этом ниже. Но плечи все же выравниваем.
- Как там поясница со спиной? Жмем или все нормально? Мягкая, за движением лошади следует? Не прогнута ли чрезмерно? Попутно вспомнили про плечи - не уползли, куда не надо?
- Где сидим? В самом глубоком месте седла, или опять уползли на заднюю луку? Давление на седалищных костях равномерное? При езде по прямой оно должно быть строго одинаковое, при езде по дуге - допустимо чуть больше веса на внутренней седалищной кости. Вообще всегда помним - если требуется добавить вес, то он всегда на той стороне, куда лошадь согнута. То есть если лошадь идет по вольту, то вес слегка на внутренней кости, если например лошадь идет уступкой шенкелю направо, то вес на левой кости, и т.д. При этом вес - это чуть опущенное бедро, ни в коем случае не ломаемся в талии, не наклоняем голову, не сваливаем внутрь плечи. Только чуть бедро, как будто вы на ступеньку ниже собираетесь наступить. Вес снаружи при движении по вольту - это ошибка! Сели правильно? Сидим глубоко, на стременах не стоим? Поясница все еще мягкая, плечи на месте?
- Что с шенкелями? Пятка внизу, голень работает с лошадью, носок внутрь? Все верно? Стремена вообще удобно подогнаны? Шенкеля расположены правильно? По прямой - они на одном уровне, сами стремена ровно на подпруге. По дуге - внутренний, как обычно, внешний смещен чуть назад, так, чтобы носком до подпруги почти доставать. Не запихивайте шенкель под дальний угол вальтрапа. Всему свое место. Еще раз проверили таз, поясницу, плечи. Можно даже вниз посмотреть и проверить - висят ли ваши путлища вертикально при движении по прямой?
- Смотрим куда? Подбородок ставим параллельно земле, по прямой смотрим прямо, по дуге - вдоль дуги примерно метров на 5-7 вперед. Шенкеля, таз, поясница, плечи на месте? Едем дальше.
- Руки. За лошадью следуем? Обеими руками? А то часто бывает - внутренняя следует, а во внешний повод впились, как клещи, и не отпускаем, или наоборот. У каждого свой повод "в любимчиках" :) Кисти правильно повернуты большими пальцами вверх, прямые в лучезапястном суставе? Работают верно? Мизинцами к противоположному плечу? Повод не слишком длинный или короткий? Ага, что там у нас со взглядом? Подняли его обратно, заодно проверили шенкеля, таз, поясница, плечи - все работает, как надо, и на том месте, где надо?
- Дышим. Кто не дышит - то получает деревянную посадку, в которой ничего не получится, и головокружение, и плохо работающие мозги от нехватки кислорода. Дышим глубоко, животом. В зависимости от аллюра, вдох на Х темпов, выдох - на Х+1, а лучше - плюс два. Можно даже на пару темпов (помним о ТБ!) прикрыть глаза и еще раз все прочувствовать - руки, положение головы, шенкелей, таз, поясница, плечи - правим, если что съехало
Шаг №3. Продолжаем про посадку. Если у нас проблема, например, с уступкой шенкелю на рыси, можно перейти в рысь. Если проблема с подъемом в какой либо аллюр - остаемся на аллюре ниже. Что у нас не получается - например, подъем в галоп направо. Вспомним, как выглядит верный подъем? Постановление (не забываем про сгибание лошади в корпусе, а не только в затылке), внешний шенкель за подпругой, внутренний у подпруги, помним про посыл шлюссом. Пробуем все отдельно. Встали на вольт, допустим. Как там у нас посадка? Все правильно? Плечи смотрят, куда нужно (по вольту внутреннее плечо чуть назад), взгляд тоже, куда нужно, вес на месте, и попа никуда не съехала, и в талии все ровно? Шенкеля верно работают? Ничего куда не надо не уползло? Как с учебной рысью? Посыл шлюссом при плотной посадке получится? Дыхание тоже проверить не забудьте и взгляд на место вернуть. Сейчас не поднимаем, просто проверяем, что все на месте, все работает как надо, ничего никуда не перекашивается, если мы плечи повернули, и шенкель назад увели. Постановление есть, работает правильно? Попросили постановление, руки верно сработали? Ничего мы не блокируем? Отлично, едем дальше.